Учет время простоя
Возможно ли учесть в страховом стаже периоды простоя, в том числе до 01.01.2002, в течение которых работодателем начислялась заработная плата не менее двух третей тарифной ставки?
В соответствии частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса (соответственно организации и индивидуальные предприниматели), если иное не предусмотрено указанной статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с положениями статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
При этом с сотрудниками организации сохраняются трудовые отношения.
Согласно положениям статьи 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Время простоя по вине работника не оплачивается.
Следует отметить, что унифицированные формы для оформления простоя отсутствуют, все документы составляются в произвольной форме. Вместе с тем, несмотря на отсутствие каких-либо требований по оформлению простоя, в частности, в целях оплаты периода простоя, как правило, работодателем издается приказ (распоряжение), в котором указывается время начала и окончания простоя (если она известна); причина простоя, перечень работников, отправляемых в простой, и размер оплаты периода простоя. Затем на основании указанного приказа заполняется табель учета рабочего времени.
Аналогичные обязанности работодателя, в том числе по оплате времени простоя не по вине работника, были предусмотрены также Кодексом законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г., утратившим силу с 01.02.2002.
При этом действовавшим до 2002 года Перечнем видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 546, выплаты в период вынужденного простоя не предусмотрены.
Учитывая изложенное, периоды простоя, в том числе до 01.01.2002, в течение которых на основании соответствующих распорядительных документов работодателя начислялась заработная плата, и соответственно, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, могут быть учтены при исчислении страхового стажа.