Постановление Правительства РФ от 30.10.2018 № 1287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившее в силу с 09.11.2018. направлено на совершенствование законодательства, регулирующего установление компенсационных и ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, инвалидами 1 группы и детьми-инвалидами, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».
I. Указом Президента РФ от 26.12.2016 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» предоставлено право на получение компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами.
Правила осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет».
Согласно указанным Правилам компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Постановлением № 1287 скорректирован перечень документов, которые представляются неработающими трудоспособными гражданами для назначения им выплат в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343.
В частности, в связи с изменением редакции вносятся следующие изменения:
1. Пункт 6 подпункт «а», дополнен следующим: лицо, осуществляющее уход, должен представить документ, удостоверяющий его личность.
2. Согласно новой редакции пункта 6 подпункта «з», предусматривается замена трудовой книжки документом, подтверждающим факт прекращения работы и (или) иной деятельности. Представление таких документов не требуется при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения выплаты.
Практически это означает, что при рассмотрении заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом, оцениваются сведения, имеющиеся в системе индивидуального (персонифицированного) учета (например, данные формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, представляемой страхователем ежемесячно), и в случае их отсутствия, представление документов о прекращении работы и (или) иной деятельности не требуется.
Кроме того, формами заявлений о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, о согласии нетрудоспособного гражданина на осуществление за ним ухода неработающим трудоспособным лицом, предусмотрено указание сведений о том, что неработающее трудоспособное лицо (нетрудоспособный гражданин) не работает (работает).
Абзац третий пункта 6(1) предусматривает, что лицо, осуществляющее уход, вправе представить по собственной инициативе следующие документы (сведения):
а) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
б) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
в) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.
4. Абзац второй пункта 12 регламентирует, что в целях возобновления осуществления компенсационной выплаты Управление ПФР, осуществляющее выплату пенсий, вправе затребовать от лица, осуществляющего уход, документы указанные в пункте 6 Правил от 04.06.2003 № 343.
II. Изменения также внесены и в Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы.
Вопросы установления и осуществления ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами, а также за инвалидами с детства 1 группы урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы».
В Постановлении № 1287 имеется указание на то, что в пункт 5 подпункта «е» Правил от 02.05.2013 № 397, внесены изменения, согласно которым документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения ежемесячной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход), не требуется.
Внесены изменения в подпункт «а» пункта 5 Правил № 397, данное изменение предусматривает, что для назначения ежемесячной выплаты необходимо заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также необходим документ, удостоверяющий его личность.
Абзац третий пункта 7 также претерпел изменения. Лицо, осуществляющее уход при желании может представить по собственной инициативе документы (сведения), указанные в подпунктах «в» — «д» и «и» пункта 5 Правил № 397.
Также внесены изменения в абзац 2 пункт 15 Правил № 397, в части возобновления ежемесячной выплаты, данное положение соответствует Административному регламенту, Управление ПФР вправе затребовать от лица, осуществляющего уход, следующие документы:
е) документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения ежемесячной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется);
ж) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документа, подтверждающего усыновление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
з) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
к) документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы. В качестве документа, подтверждающего, что лицо, осуществляющее уход, является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документов, подтверждающих установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
Таким образом, Постановление № 1287 направлено на создание гражданам максимально удобных условий для реализации права на установление компенсационных выплат.