Персонифицированный учет и цифровые технологии
в социальном обеспечении
В своем развитии пенсионная система претерпела ряд изменений. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсий, не учитывающие разницу в доходах людей. Размер пенсии зависел от стажа и заработной платы за последние 2 года перед выходом на пенсию или любые 5 лет подряд работы по трудовой книжке (так пенсионные права рассчитывались по 2001 год). Для того, чтобы решить проблемы, перешедшие в Российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции её преобразования. Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. С 01.01.1997 года вступил в силу Фед з-н от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персон.) учете в системе ОПС».
Началось создание системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан: регистрация в системе ОПС, выдача гражданам страховых свидетельств с номером индивидуального лицевого счета, для страхователей введен новый вид отчетности. Созданная система персонифицированного учета повысила качество управления пенсионной системой за счет ведения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде.
Виды отчетности:
— 1 раз в год информация о стаже и заработке за периоды с 1997 по 2001гг
— 1 раз в год информация о стаже и страховых взносах за периоды с 2002 по 2009
— с 2003 г.- начался приём форм СЗВ-К (сведения о стаже за периоды до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования)
— 2010 год -2 раза в год о стаже, заработке и страховых взносах
— 2011-2016 — 4 раза в год о стаже, заработке и страховых взносах
— с апреля 2016 введена ежемесячная отчетность о факте работы
— с 2017 года годовая отчетность о стаже
— за периоды с 01.01.2017 г (информацию о начисленных страховых взносах ПФР получает от ИФНС в электронном виде согласно ежеквартальным отчетам, представляемым страхователями ежеквартально в налоговый орган)
С 2009 года введен электронный документооборот со страхователями в части направления отчетности в ПФР по защищенным телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Количество страхователей, сдающих отчетность по ТКС увеличилось с 2012г (56% от количества страхователей) по 2017г. — 85,4%.
В 2002 году введен новый элемент-накопительная часть трудовой пенсии. Средства, поступающие на неё выведены за пределы солидарной системы и не используются для выплат пенсионерам, а инвестируются.
С 2013 года ПФР перестал рассылать гражданам извещения о состоянии индивидуального лицевого счета («Письма «счастья»)
Гражданин может узнать о состоянии индивидуального лицевого счета, заказав выписку: раньше и сейчас — 1 раз в год по заявлению, сейчас можно и в режиме «онлайн» в ЛКЗЛ.