«О реализации гражданами прав на возмещение расходов, связанных с некачественным оказанием услуг в период летней  оздоровительной кампании».

«О реализации гражданами прав на возмещение расходов, связанных с некачественным

оказанием услуг в период летней  оздоровительной кампании».

 

Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), исполнитель (лицо, заключившее договор, осуществляющее организацию детского отдыха) обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

         В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.

         На основании ст. ст. 1095-1098 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ст. ст. 13, 14, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при нанесении вреда здоровью, в том числе и при отравлении, родители могут требовать от виновного лица (образовательного учреждения, организатора детского лагеря) как полного возмещения расходов, связанных с лечением, включая оплату всех лекарств и процедур, необходимых для лечения, вплоть до оплаты реабилитации в санатории, так и компенсацию морального вреда. Если родители вынуждены брать неоплачиваемый отпуск, чтобы находиться рядом с ребёнком, это время вынужденного прогула также обязано оплачивать виновное лицо.

         При этом под убытками в соответствии с. п.2 ст. 15 ГК РФ следует принимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его (реальный ущерб) имущества.

         Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие оказания некачественной услуги (работы), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

         Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за нарушение срока окончания оказания услуги.

         Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

         Указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

         Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099-1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

         Необходимо обратить внимание, что изначально родители должны направить в образовательное учреждение (детский лагерь) досудебную претензию с требованием возместить вред, причинённый ребёнку. В случае отказа выплатить компенсацию либо оставления данной претензии без ответа — обратиться в суд с исковым заявлением, дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда.

         На основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50-ти % от цены иска.

         Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Согласно положениям ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»  Роспотребнадзор может быть привлечен судом, в том числе по инициативе истца, к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.