ПАМЯТКА. «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей»

ПАМЯТКА

«Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей»

Ежегодно, начиная с 15 марта 1994 года, в России отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.

В 2024 году тематика Всемирного дня прав потребителей определена как «Fair and responsible AI for consumers» — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, ретейла, медицины

и промышленности.

В Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации

от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которая определяет, что искусственный интеллект — это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Однако, необходимо отметить, что несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, вызывает обеспокоенность последствия его применения для безопасности потребителей.

Так, основными особенностями массового применения технологий искусственного интеллекта являются возможность быстрого, но далеко не всегда точного, получения обратной связи, информации и ответов на поставленные вопросы.

Концепция «чат-ботов» и иных подобных технологий основана на предоставлении в большей степени общих (не конкретных) ответов, тогда как различные формулировки одного и того же запроса могут кардинально противоположно обрабатываться программой, ввиду чего предоставляемые ей ответы могут дезориентировать и вводить в заблуждение потребителей.

Попадая в руки злоумышленников, программы, использующие в своей основе искусственный интеллект и созданные для взаимодействия

с потребителями, открывают широкий доступ как к персональным данным граждан, так и к перспективе совершения противоправных действий

с использованием полученной информации.

Уже сегодня с использованием искусственного интеллекта разрабатываются программы, позволяющие создать в информационном пространстве идентичные страницы организаций и учреждений,

фото- и видеоизображения, имитировать голос граждан, в том числе

и медийных лиц. Подобные технологии, с учетом недостаточности правового регулирования, могут быть также использованы в целях введения в заблуждение, обмана потребителей, использования их персональных данных, хищению денежных средств, распространения нежелательной информации.

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации,

в свою очередь, может рассматривать искусственный интеллект как результат интеллектуальной деятельности и объект авторских прав, но не как отдельную «сторону» гражданско-правовых отношений.

Отдельный правовой статус для искусственного интеллекта при его участии в сфере потребительских правоотношений до настоящего времени,

в частности, также не установлен.

Взаимодействуя с продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг посредствам сервисов, использующих искусственный интеллект («чат-боты», «роботы» на телефонной линии), ответственными за предоставляемую потребителю информацию (как о товарах/услугах/работах, так и в части рекламационной работы), а также за качество работы, выполняемой с использованием автоматизированных программ в порядке, установленном положениями Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») остаются юридические лица и индивидуальные предприниматели – участники потребительского рынка.

При этом роль искусственного интеллекта в недостоверности или некорректности предоставляемой информации, недостатках качества результатов выполненных с его использованием работ с точки зрения действующего российского законодательства не учитывается и не является основанием для смягчения или освобождения от ответственности исполнителя (продавца, изготовителя), использующего искусственный интеллект и допустившего подобное нарушение потребительских прав и подлежит квалификации в соответствии со ст.ст. 12, 18, 29 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

«Мошенничество в сфере финансовых услуг»

 

Мошенничество в сфере финансовых услуг это уголовное преступление, которое преследуется в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Буквально следуя понятию статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ, далее – «УК РФ»), следует понимать мошенничество как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».

Зачастую потребителю сложно отличить его взаимодействие на финансовом рынке с реальными  продавцами и исполнителями, и   злоумышленниками, притворяющимися продавцами и исполнителями с целью финансового обогащения. Пути мошеннических действий в отношении гражданина-потребителя могут быть различными по методу воздействия, но всегда приводят к потере личных сбережений. Схемы мошенничества включают в себя телефонное мошенничество, интернет-мошенничество, мошенничество с использованием банковских карт, финансовые пирамиды и другие.

Разберём их подробнее:

1) Мошенники под видом работников различных организаций, продавцов и банков звонят и приглашают потребителя с целью проведения бесплатной акции, в ходе которой подчас потребитель подписывает договор оказания услуг или покупки товара либо из собственных средств, либо путем кредитования потребителя в банке сотрудником данных злоумышленников. Зачастую, подобные услуги или товары не нужны потребителю, но с момента подписания договора (или договоров, если услуги оплачиваются в кредит) возвратить денежные средства практически невозможно из-за условий договора с таким исполнителем.

В данном случае потребителю при получении приглашения стоит оценить риски участия в подобных акциях и посещения, а если уже непосредственно пришел — внимательно читать все условия акции, а также договора и не подписывать в случаях явного и направленного действия по завладению его денежными средствами.

2) Интернет-мошенничество и мошенничество с использованием банковских карт занимают одни из первых позиций в перечне мошеннических действий в отношении граждан-потребителей, потому что легкодоступны для исполнения ввиду психологического воздействия по сети «Интернет».

Например, при интернет-мошенничестве в качестве предмета воздействия является до степени смешения и полностью скопированный сайт известного интернет-магазина – фишинговый сайт. При этом, при покупке товара на таком сайте денежные средства, переводимые в качестве оплаты за товар продавца попадают в руки третьих лиц – злоумышленников. Обычно такие сайты завлекают потребителей низкими ценами на товары, возвратом повышенных бонусов (кэшбека), денежных средств от покупки (прямой кэшбек в рублях, обещанный к перечислению после совершения покупки), розыгрышами и иными маркетинговыми ходами.  Отличить мошеннический сайт интернет-магазина от настоящего возможно только по незначительным изменениям и адреса сайта в браузерной строке. Потребитель также имеет возможность обезопасить себя путем телефонного звонка в интернет-магазин и уточнения данных для достоверного заказа товаров. Насторожить самого потребителя должны — низкая цена товара, большой кэшбек или участие в беспроигрышных акциях за покупку товара.

3) Еще одним из более популярных среди злоумышленников видов мошенничества – является мошенничество с банковскими картами или данными банковских карт, полученные от потребителя любым способом. Самым часто используемым из них является телефонный разговор потребителя с злоумышленником, в ходе которого злоумышленник, используя, в том числе методы психологического воздействия, и представляясь при этом сотрудником Центрального банка РФ, банка в котором обслуживается потребитель или же сотрудниками государственных и правоохранительных органов, пытаются завладеть доверием и данными банковской карты потребителя с целью завладения денежными средствами.

Чтобы не попасться на уловку мошенничества с банковскими картами потребителю достаточно помнить, что не один государственный орган или же банк, в котором обслуживается потребитель, не просят сообщать им данные банковской карты, включая CVV- код и код и смс-информирования  о проведении операции списания денежных средств.  Государственные органы не осуществляют прямого взаимодействия с потребителями, не просят сообщать данные и банковские реквизиты с целью перечисления каких-либо денежных средств.

4) Финансовые пирамиды представляют собой прямые действия злоумышленников, направленные на получения денежных средств от самого потребителя. В этом случае, не подозревая, потребитель самостоятельно вносит или переводит денежные средства, с уверенностью получения повышенного дохода от данных средств через определённое время. Например, вложение в кооперативы или товарищества на вере, которые обещают повышенную доходность по сравнению с общими тенденциями доходности на финансовом рынке от аналогичного вложения.

Обезопасить себя в этом случае можно путем тщательного изучения вложения в финансовый портфель (то есть, определённый финансовый продукт), условий такого вложения, договора и длительности работы организации, предоставляющей данные услуги.

 

Как обезопасить себя?

 

Потребитель самостоятельно может обезопасить себя от плачевных последствий взаимодействия с злоумышленниками, соблюдая элементарные правила:

  1. Внимательно и подробно знакомится с условиями акций, условиями договора и не подписывать их в случае явного и направленного завладения денежными средствами потребителя.
  2. Не сообщайте никогда и никому платежные реквизиты своей банковской карты, не пересылайте реквизиты электронной почтой. Помните, при оформлении интернет-платежа у вас не должны запрашивать пин-код.
  3. Не используйте подозрительные сайты.
  4. Откройте отдельную карту для интернет-платежей и не храните на ней значительных денежных средств.
  5. Установите лимит расходования средств по своей карте, это особенно необходимо, если на карте хранится значительная сумма средств.

Если Вы получили смс-оповещение о том, что по вашей карте проведен платеж, которого Вы явно не совершали, немедленно позвоните в банк или проведите операцию через свой кабинет на сайте банка и заблокируйте карту, потом напишите заявление на мошенническую или ошибочную транзакцию.